технологии рельсового пути 

Тормозные башмаки. Виды. Назначение. Учет.

Тормозные башмаки - это железнодорожный путевой инвентарь, используемый для закрепления подвижного состава или его торможения на железнодорожных путях.

Тормозной башмак— приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся вагонов (сцепок) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего железнодорожного подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода). 

Весь принцип действия железнодорожного путевого тормозного башмака сводится к элементарной физике, где заменяется сила трения при перекате, на силу трения при скольжении. В следствии чего происходит торможение, так как колесная пара прекращает свое вращение во круг оси. Скорость движения состава (вагона) при парковке должна быть очень низкой, так как может произойти заскок колеса на башмак. При маневре на низких скоростях, парковка может сопровождаться юзом (скольжением) тормозного башмака, но это нормальное явление и длина юза может быть разной в зависимости от: износа поверхностей трения, массы вагона, осевой нагрузки вагона, скорости входа вагонов на башмак, погодных условий.

Тормозной башмак это довольно простая железнодорожно-путевая конструкция. Тормозной башмак состоит из: подошвы, опорной колодки с ручкой, крепления головки к подошве.

Тормозные башмаки по назначению представлены тремя основными видами:

- тормозные горочные;

- тормозные башмаки накаточные;

- тормозные башмаки сбрасывающие. Их предназначение — предотвращение самопроизвольного движения вагона (группы вагонов), подъём на рельсы сошедшего состава, предотвращение аварийных ситуаций вследствие выхода состава с путей, на которых он установлен.

Основные виды железнодорожных башмаков представлены в таблице:

Наименование башмака

Маркировка

Вес, кг

Габаритные размеры, мм

Основное предназначение

Башмак тормозной горочный (стальной)

БТГ-1

8739.00СБ (НРПС.318546.366.009)

7,50

505х145х100

Предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава)

Башмак тормозной искробезопасный

(стальной, с латунным напылением)

БИ-2

7,00

505х150х96

Предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности

Башмак тормозной искробезопасный

(литой, алюминиевый)

БК-1А

2,00

495х145х94

Предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности

Башмак тормозной стояночный

БТС-1И

8,00

495х94х141

Предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава)

Башмак тормозной искробезопасный

(литой, латунный)

БК-1Л

6,00

490х150х95

Предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности

Башмак накаточный

(стальной)

«Лягушка»

213

1015х710х230

Подъем (закатывание) на рельсы сошедшего вагона или подвижного состава

Башмак накаточный

(стальной, литой)

«Горбуша»

125

830х292х205, 830х241х205

Подъем (закатывание) на рельсы сошедшего вагона или подвижного состава

Башмак накаточный

(стальной, литой)

«Рыбка»

210

1020х540х270

Подъем (закатывание) на рельсы сошедшего вагона или подвижного состава

Колесосбрасывающий башмак

КСБ-Р

57 (54)

680x210x650

Принудительный сброс с рельсов подвижного состава

Самый распространенный вид тормозного башмака - башмак тормозной горочный.

Горочные железнодорожные башмаки используются с целью предотвращения самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на местах их временных стоянок. Все горочные башмаки хорошо выдерживают статическую нагрузку — устанавливать их стоит только после полной остановки подвижного состава. Запрещается бросать башмаки на рельсы или забивать кувалдой под колесо.

Горочные башмаки подразделяются на два основных вида — обычные и искробезопасные. Последние рекомендуется использовать на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности.

Башмак горочный стальной, состоит из колодки с ручкой и полоза. Перед установкой башмака на рельсы он должен быть визуально осмотрен на предмет его дефектов. Эксплуатация горочных башмаков возможна при температурных режимах от -50 до +45 градусов и 100% влажности окружающей среды.

Размеры башмака горочного обыкновенного: 505х145х100мм. Масса 7.0~7,5кг.

Башмак горочный искробезопасный, применяется на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности — там, где возникновение искры может привести к печальным последствиям. Исходя из таких требований, для производства искробезопасных башмаков используется такой материал как латунь и алюминий. На каждый искробезопасный башмак в обязательном порядке выдается технический паспорт.

Искробезопасные башмаки бывают следующих основных разновидностей:

  • Латунный, литой (БК-1Л).
  • Алюминиевый, литой (БК-1А).
  • Стальной, с латунным напылением (БИ-2).

Размеры искробезопасных башмаков ориентировочно 504х96х150мм. Масса 4-7 кг.

Тормозные башмаки являются инвентарем строгого учета.

На предприятиях, железнодорожных станциях (далее - станции) и в других структурных подразделениях железных дорог учет тормозных башмаков, полученных со складов (баз) материально-технического обеспечения или из ремонта, ведется в местах их постоянного хранения в Книге инструмента строгого учета формы ПУ-80а (далее - книга учета). Выдача каждого тормозного башмака регистрируется в книге учета.

Каждый эксплуатируемый тормозной башмак должен иметь маркировку (клеймение), которая наносится специальными клеймами.

Высота букв и цифр должна быть не менее 10 мм.

Горочные и искробезопасные тормозные башмаки должны иметь маркировку (клеймение) на верхней горизонтальной поверхности полоза тормозного башмака на расстоянии не более 70 мм от опорной колодки.

Облегченный тормозной башмак должен иметь маркировку (клеймение) на одной из боковых поверхностей косынки тормозного башмака.

Эксплуатация немаркированных тормозных башмаков запрещается.

Тормозные башмаки, применяемые для закрепления подвижного состава или в качестве ограждающих, должны быть окрашены в красный цвет и иметь 4 поперечные полосы на верхней горизонтальной плоскости и обоих бортах полоза, а также инвентарный номер на боковой или торцевой поверхности опорной колодки, которые наносятся белой краской. Окраска выполняется стойкой к внешним воздействиям краской. Высота цифр инвентарного номера должна быть не менее 50 мм.

Искробезопасные башмаки не окрашиваются, поперечные полосы на них не наносятся.

Башмакосбрасыватель

Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка.

Основные правила по работе с тормозными башмаками:

Главное, что нужно соблюдать при работе это инструкции по безопасности, которые позволят сократить к минимум нанесение вреду человеческому здоровью. При закреплении вагонов запрещается устанавливать тормозные башмаки:

  • На рельсовый стык, если он не сварен, или ближе 1 м от стыка;
  • Перед крестовиной стрелочного перевода;
  • На рамный рельс стрелочного перевода, к которому прижат остряк;
  • На наружный рельс кривой;
  • Между колесными парами тележек вагонов;
  • Нельзя укладывать более одного башмака под одну и ту же вагонную ось;
  • Нельзя закреплять состав не под последний (крайний) вагон.

Порядок закрепления вагонов

Тормозные башмаки составителю поездов вручает ответственный работник пути необщего пользования. Закрепление вагонов на железнодорожном пути осуществляется составителем поездов лично до отцепки локомотива от вагонов, а изъятие тормозных башмаков из-под убираемых вагонов производит составитель поездов после прицепки локомотива к вагонам. Тормозные башмаки укладываются под разные оси состава с накатом обода колеса на полоз тормозного башмака. Закрепляется каждая отдельно стоящая группа вагонов или отдельный вагон. Нормы закрепления приведены в пункте 25 настоящей Инструкции.

Составитель поездов во всех случаях перед отцепкой (прицепкой) маневрового локомотива (одиночного или с вагонами) обязан сообщить машинисту локомотива о закреплении оставляемых на пути вагонов или изъятии тормозных башмаков.

Перед выездом с железнодорожного пути составитель поездов докладывает дежурному по станции по маневровой радиосвязи о закреплении вагонов или изъятии тормозных башмаков. Запрещается использовать для закрепления вагонов тормозные башмаки неисправные, заледенелые, с замасленными полозьями, без клейма. Закреплять вагоны посторонними предметами запрещается.

Правильность и надежность закрепления вагонов на железнодорожном пути проверяется ответственным руководителем, на которого возлагается ответственность за надежность и правильность закрепления вагонов, оставляемых на железнодорожном пути после окончания маневровой работы и сохранность тормозных башмаков в период стоянки вагонов без локомотива.

После изъятия тормозных башмаков составитель поездов передает их ответственному работнику, который укладывает тормозные башмаки на стеллаж и запирает его на замок. Закрепление оставляемых на железнодорожном пути вагонов производится до отцепки локомотива, изъятие тормозных башмаков после прицепки локомотива.

Машинисту запрещается приводить в движение локомотив без доклада составителя поездов о закреплении вагонов или изъятии тормозных башмаков из-под вагонов.

Нормы закрепления вагонов

Расчет норм закрепления вагонов производится на основании продольных профилей пути. Расчет производится для каждого места отстоя вагонов в пределах грузовых фронтов.

Наше предприятие ООО «Форснаб» имеет возможность осуществить поставку тормозных башмаков следующего вида:

- башмак тормозной железнодорожный горочный БТГ-1 8739.00СБ (стальной);

- башмак тормозной искробезопасный БИ-2 (стальной, с латунным напылением);

- башмак тормозной искробезопасный алюминиевый БК-1А (литой, алюминиевый);

- башмак тормозной противооткатный искробезопасный латунный БК-1Л (литой, латунный);

- башмак накаточный "лягушка" (стальной);

- башмаки жд накаточные "горбуша" (стальной, литой);

- башмак тормозной стояночный БТС-1И (цельнолитой, латунный);

- башмак накаточный «Рыбка» (стальной, литой);

- ручной колесосбрасывающий башмак КСБ-Р.

Мы можем выполнить окраску и клеймение железнодорожных тормозных башмаков по Вашей заявке.

Заказать консультацию

 

Оптовая торговля рельсовыми скреплениями © 2016-2025 ООО "Форснаб" Форснаб

Яндекс.Метрика

Разработка сайта - TDesign