Машинист тепловоза одна из многих профессий рабочих содержащихся ЕТКС (единый тарифный квалификационный справочник) профессий рабочих (Выпуск ЕТКС 52. Железнодорожный транспорт и метрополитен. Автомобильный и городской электрический транспорт. Морской и внутренний водный транспорт в редакции Постановления от 28.05.2021 № 38).
Родственными профессиями машинисту тепловоза являются:
машинист мотовоза, машинист железнодорожно-строительных машин, машинист дизель-поезда, машинист автомотрисы, машинист паровоза, машинист самоходного весоповерочного вагона, машинист уборочных машин, машинист электровоза, машинист электропоезда.
Многие завидуют высоким заработным платам машинистам тепловоза (электровоза), выделяющихся на уровне других железнодорожников. Машинист - серьезная и ответственная профессия, но есть и другая сторона медали - человек работающий машинистом и искренне преданный своей работе, зачастую испытывает колоссальные нагрузки.
Машинисты прекрасно понимают, какие факторы влияют на их здоровье, но для тех, кто далёк от железнодорожной сферы, я расскажу подробнее, с какими сложностями сталкиваются представители этой профессии.
Прежде всего, стоит сказать о физических нагрузках, связанных с этой работой. Локомотивы создают мощные вибрации, которые возникают при движении состава по рельсам и при работе силовых агрегатов – тяговых электродвигателей, компрессоров, а в случае с тепловозами ещё и дизельных установок с генераторами. Постоянный шум, помимо негативного влияния на слух, оказывает давление на нервную систему, вызывая хроническое напряжение.
Дополнительно существует фактор низкочастотного электромагнитного излучения, особенно на электровозах. Контактная сеть, тяговые электродвигатели, инверторы, высоковольтные кабели – всё это создаёт поле, которое воздействует на головной и спинной мозг. Кабины, хоть и экранированы, не способны полностью защитить от этого влияния.
График работы машинистов отличается нестабильностью. Одна смена может начаться затемно и завершиться вечером, а другая – наоборот. Вроде бы есть установленные нормы: не больше 12 часов работы и минимум 16 часов отдыха, но такой плавающий режим не проходит бесследно. Со временем он даёт о себе знать в виде хронической усталости, проблем со сном и ухудшения общего состояния организма. Добавьте к этому необходимость проводить многие часы в сидячем положении, и становится понятно, какой урон получает здоровье.
Но не только физические факторы играют свою роль. Психологическое давление в этой профессии колоссальное. Машинисты работают в условиях постоянного стресса. Обычные рейсы могут преподнести непредсказуемые ситуации – от технических неисправностей, которые нужно устранять в кратчайшие сроки, до страшных инцидентов вроде столкновений на переездах или наездов на людей. Всё это происходит в условиях постоянных радиопереговоров с диспетчерами, инструкторами и руководством депо, а также под пристальным вниманием ревизоров и корпоративной системы контроля. Атмосфера в коллективе зависит от конкретного депо, но далеко не всегда удаётся избежать давления со стороны начальства.
Характер работ машинста тепловоза:
Управление тепловозом и ведение поезда с установленной скоростью в зависимости от профиля пути, веса поезда с соблюдением графика движения. Обеспечение безопасности перевозок и культуры обслуживания пассажиров, сохранности грузов и подвижного состава. Обеспечение рациональных режимов ведения поезда при минимальном расходовании дизельного топлива. Приемка и сдача тепловоза. Контроль правильности сцепления тепловоза с первым вагоном состава и соединения воздушных рукавов, а также открытия концевых кранов между ними. Подготовка тепловоза к работе. Проверка работы дизеля, топливной аппаратуры, электрического, механического, тормозного и вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов, радиосвязи и песочницы. Экипировка тепловоза дизельным топливом, охлаждающей водой, смазкой, маслами и песком. Опробование тормозов. В процессе движения наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления поездного и маневрового маршрутов, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей, а также сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, дублирование их с помощником машиниста и точное выполнение их требований. Подача установленных сигналов. Выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно действующим инструкциям, правилам, указаниям, приказам. Выполнение технического обслуживания тепловоза в установленном объеме. При выполнении маневровых работ - роспуск составов с установленной скоростью с горки или наклонного пути, расстановка вагонов в местах погрузки и выгрузки, формирование и расформирование состава. При стоянке на промежуточных станциях - проверка состояния механической части, тормозной магистрали поезда, буксовых узлов, колесных пар. При работе в пассажирском движении - обеспечение плавности хода поезда, безопасности при посадке и высадке пассажиров. Быстрое реагирование на резкие изменения показаний приборов, появление посторонних шумов и других факторов, сопутствующих возникновению неисправностей оборудования. При обнаружении неисправностей на тепловозе или в составе поезда, возникших в пути следования, - устранение их согласно инструкциям и правилам, а в случае невозможности устранения - принятие необходимых мер по освобождению перегона и обеспечению безопасности движения. При внезапном возникновении препятствия или подаче сигнала остановки - немедленное применение средств экстренного торможения для остановки поезда. Ведение установленной документации. Обучение помощника машиниста, а также лиц, проходящих стажировку на машиниста тепловоза, рациональным методам и приемам содержания, обслуживания и управления тепловозом. При работе без помощника машиниста - выполнение его функций согласно инструкции. Руководство и контроль за работой лиц, входящих в состав локомотивной бригады. При выполнении работ на промышленном железнодорожном транспорте - 6-й разряд. Примечания: 1. Машинистам тепловоза присваиваются третий, второй и первый классы квалификации. 2. Порядок и условия присвоения (подтверждения, понижения) класса квалификации определяются нанимателем в локальном нормативном правовом акте.
Требования к машинисту тепловоза
Должен знать: инструкцию локомотивной бригады; устройство, технические характеристики тепловоза, правила управления им; установленный порядок содержания и ухода за тепловозом в эксплуатации; устройство и технологию управления тормозами; профиль пути, путевые знаки на обслуживаемом участке, установленные скорости движения; схемы железнодорожных путей; правила сцепки и расцепки подвижного состава; основные положения правил текущего ремонта и технического обслуживания тепловоза; причины возникновения неисправностей в работе дизеля, топливной аппаратуры, электрического, механического, тормозного оборудования, способы их выявления и устранения; основные методы экономного расходования дизельного топлива и масел; Правила технической эксплуатации железной дороги ; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте; инструкцию по сигнализации на железных дорогах, технические нормативные правовые акты, относящиеся к выполняемой работе; Положение о дисциплине работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования; требования по охране труда, правила пожарной безопасности; другие локальные нормативные правовые акты Белорусской железной дороги и входящих в ее состав организаций; правила пользования тормозными башмаками; расписание движения поездов; слесарное дело в объеме, предусмотренном для слесаря по ремонту подвижного состава не ниже 3-го разряда; основы электротехники.
Работы машиниста тепловоза тарифицируются по 8-му разряду.
Найти учебное заведение что бы стать машинистом тепловоза можно здесь:
https://forsnab.by/informatsiya/zheleznodorozhnoe-obrazovanie.html
Поэтому относительно высокие заработки машинистов конечно оправданы. И те люди, которые работают машинистами, несмотря на сложные условия, и посвятившие себя этой профессии, действительно любят своё дело. Они идут на жертвы ради железной дороги, рада нас клиентов, осознавая все риски, и за это им стоит выразить искреннее уважение.
В последнюю пятницу марта на всей сети железных дорог России отмечают День машиниста в знак искреннего уважения к машинистам, к их нелёгкому, самоотверженному труду.
В нашей стране Дня машиниста пока еще нет, поэтому машинисты тепловозом отмечают свой профессиональный праздник, как и все железнодорожники Беларуси в первое воскресенье августа.